В каком возрасте лучше отдать ребенка в школу

Практически всех родителей беспокоит вопрос по поводу того, в каком именно возрасте лучше всего отдавать своих детей в школу – в 6 или в 7 лет? На данный вопрос, пожалуй, однозначно не сможет ответить никто. Каждый конкретный случай по-своему уникален и потребует учета многих факторов, включая, и желание самого ребенка, которое, к сожалению, как раз далеко не всегда учитывается.

Однако специалисты готовы дать некоторые рекомендации, которые помогут родителям определить, готов ли малыш к началу посещения школы.

Степень психологического и интеллектуального развития ребенка

Как ни странно, но то, что ребенок может уже в раннем дошкольном возрасте бегло читать, складывать в уме и т.д., не является определяющим показателем того, что он готов начать обучаться в школе. Конечно, в данном случае можно говорить о достаточно высоком уровне развития интеллекта, однако главным критерием для определения того, готов ли ребенок идти в школу, является его способность концентрироваться на выполнении той или иной задачи. Именно способность удерживать в поле зрения решаемую задачу на протяжении достаточно длительного времени, не терять интереса к ней и будет служить определяющим показателем степени готовности ребенка к обучению в школе. Ведь придется высидеть без перерыва как минимум 35 минут, а это порой даже взрослому человеку не всегда по силам.

Именно промежуток в одни год – между 6 и 7 годами – порой помогает развить в ребенке такое важное качество, как усидчивость. В это время следует уделить внимание больше подготовительным занятиям, психологической подготовке малыша к предстоящему школьному обучению.

Во время проведения подготовительных занятий детям дают постепенно возрастающие нагрузки, учат правильно воспринимать промежутки времени во время урока и грамотно использовать их.

Но бывает и так, что ребенок уже в шестилетнем возрасте бегло читает до 60 слов в минуту, активно самообразовывается и просто, что называется, бредит школой. Зачем отказывать ему в этом? Ведь психологическая и моральная готовность учиться в школе – это один из основных факторов.

В том случае, если все еще имеются сомнения, то можно дополнительно проконсультироваться по данному вопросу у психолога.

Физическое здоровье в вопросе подготовке к школе

В любом возрасте следует следить за физическим здоровьем ребенка и его иммунитетом. Если он склонен к частым заболеваниям, его не воодушевляют интенсивные физические нагрузки, то и нагрузки умственные ему, скорее всего, будут даваться с трудом.

Промежуток в один год между 6 и 7 годами родители могут использовать для физического развития малыша, уделить время прогулкам на свежем воздухе, получению всех необходимых витаминов и т.д. В результате за этот год ребенок может значительно окрепнуть физически, что наверняка скажется положительным образом и на его способности воспринимать умственные нагрузки.

Степень социального развития

Школа – это среда социальная. Здесь собраны самые разные дети – каждый своим темпераментом, характером. Здесь, как и в любом другом коллективе, между детьми распределяются социальные роли. Причем, далеко не всегда таким образом, как того хотелось бы родителям или самому ребенку.

Если родители чувствуют, что степень социализации ребенка еще недостаточна, то лучше не настаивать на посещении им школы. В противном случае малыш рискует стать изгоем до самого конца обучения. Если у дошкольника наблюдается смущение, а то и испуг при общении с ровесниками, со взрослыми людьми, то лучшим выходом станет посвятить еще год развитию социальных навыков. Следует постепенно вводить ребенка в социум, прививать ему навыки взаимодействия.

Как проверить, готов ли ребенок к школе

Специалистами предлагается несложный опросник, который поможет родителям определить, готов ли их малыш к посещению школы. Разумеется, приведенные ниже пункты не являются стопроцентным показателем готовности, однако опираться на них будет не лишне. Итак, ребенок с большой долей вероятности готов к школе, если:

  1. Он умеет читать и писать, правильно держать авторучку и карандаш.
  2. Он хорошо говорит, не наблюдаются заметные дефект речи;
  3. Имеет представление о построении окружающего мира, может четко назвать свои имя и фамилию, как зовут родителей, свой адрес проживания. Сюда же стоит отнести наиболее важные правила дорожного движения.
  4. Имеет базовые социальные навыки, вежлив и не слишком сильно смущается как со сверстниками, так и со взрослыми.
  5. Ребенок обладает уверенностью в себе, имеет адекватную самооценку.
  6. Физически и психологически здоров, оптимистичен, не слишком быстро утомляется.

Что говорят по этому поводу педиатры

Врачи-педиатры предлагают проделать некоторые несложные тесты, которые также позволят определить степень подготовленности малыша к посещению школы. Можно предложить ребенку выполнить следующие задания:

  • Через голову дотянуться до своего левого уха правой рукой, а левой – до правого;
  • Встать на одну ногу и простоять таким образом в течение 30 секунд – сначала на одной ноге, потом на другой;
  • Подкинуть мяч и поймать его;
  • Во время пожатия руки другому человеку оттопырить большой палец.

Также нужно проследить за тем, насколько развита мелкая моторика у малыша. Кроме того, должны быть правильно сформированы коленные чашечки, пальцевые фаланги и стопа.

Если педиатр дает рекомендации отложить посещение школы из-за каких-либо хронических заболеваний, то лучше год уделить дополнительному лечению и укреплению общего здоровья малыша. Ведь на фоне эмоционального стресса, которым сопровождается начало посещения школы, хронические болячки могут активизироваться.

Степень самостоятельности и общительность

Во многом решение вопроса, когда лучше отдавать ребенка в школу, зависит и от степени его самостоятельности, а также общительности. Прежде всего, он должен обладать адекватной самооценкой – не завышенной, но и ни в коем случае не заниженной. В обществе посторонних людей ему нужно научиться вести себя не замкнуто, но и не чересчур вызывающе.

Что касается самостоятельности, то для того, чтобы начать посещать школу, малыш должен овладеть элементарными навыками самообслуживания, а также знать основные правила дорожного движения.

Имеет ли значение пол ребенка

Вообще говоря, пол имеет значение. Как правило, мальчиков стремятся отдать в школу пораньше. Считается, что так они поскорее приучатся к самостоятельности, начнут развиваться. А вот девочек предпочитают начать обучать в школе позже. Хотя на практике девочки готовы к школе раньше мальчиков.

В данном контексте речь идет о том, что у девочек быстрее происходит развитие левого мозгового полушария, которое отвечает за речевую деятельность, а также за все, что с этим связано. Именно по этой причине девочки в начальных классах учатся успешнее.

В то же время, у мальчиков происходит более активное развитие правого полушария, которое ответственно за логику и пространственно-временную ориентацию, что будет востребовано в старших классах, а вот в начальных практически не нужно.

admin