Методика обучения счету детей дошкольного возраста

Понятно желание каждого родителя видеть своих детей интеллектуально развитыми, умными, заинтересованными в учебе. Впрочем, последнее как раз чаще всего труднодостижимо. Ведь и взрослого человека не так-то просто заставить учиться чему-то новому, что говорить о ребенке…

В каком возрасте можно научить считать

Как ни странно, но именно пересчет предметов у детей является излюбленным занятием в раннем возрасте. Особенно пересчет своих игрушек. Это для них что-то вроде увлекательной игры. Родителям следует развить этот интерес и направить в нужное русло.

Замечено, что первый интерес к пересчету предметов у детей проявляется, начиная с трех- четырехлетнего возраста. Не стоит сразу бросаться на ребенка и заваливать его в это время математическими задачками. Вполне будет достаточно ненавязчиво с незаметным усложнением вовлекать его в процесс счета в игровой форме.

Считать можно все, что угодно: игрушки, пуговицы, ступеньки, деревья, шаги…

Как избежать ошибок при обучении счету в уме

Имеется большое количество методик, которые позволят обучиться устному счету. Увы, но в этом списке далеко не всегда имеются полезные методики, некоторые могут нанести только вред.

К примеру, нередко во время обучения устному счету детей дошкольного возраста практикуют метод прибавления по единице. Обучающий рассказывает примерно так:

— Чтобы к двум прибавить три, нужно сначала к двум прибавить один, получится три, затем еще один – получится четыре, а потом еще один – и будет пять.

То же самое происходит и с вычитанием. Этот способ ошибочен тем, что совершенно не активизирует мышление ребенка, заодно и заставляет считать крайне медленно.

Как правильно проводить обучение счету детей дошкольного возраста

Основной принцип, которого следует придерживаться во время обучения, — игровой. Обучение должно происходить в легкой для ребенка форме, по возможности, без тупого и бездумного зазубривания. Следует опираться при этом главным образом на зрительную память.

Нужно в первую очередь привить ребенку следующие навыки:

  • Видеть разницу между понятиями «один» и «несколько»;
  • Знать, что такое «больше», «меньше», а также «равно»;
  • Владеть порядковым и количественным счетом;
  • Знать, каким образом количество предметов связано с конкретной цифрой;
  • Искать несколько путей решения элементарных математических задач.

Вычислительные приемы во время устного счета

Если ребенок умеет применять те или иные приемы для достижения наиболее верного и наиболее быстрого результата при вычислениях, то в этом случае можно говорить о его высокой степени владения математикой.

К примеру, к одним из наиболее распространенных приемов относится так называемый метод перепрыгивания. Суть его заключается в том, что после того, как ребенок научился прибавлять и отнимать по единице, следует познакомить его с «подружкой – лягушкой» — двойкой, которая может перепрыгивать сразу через одно число. Таким образом можно сразу получить искомый результат при складывании или вычитании двойки.

Аналогичным образом происходит работа с числом 3, 4 и т.д.

Можно предложить и такие приемы:

  • Перемена мест слагаемых для удобства счета;
  • Присчитывание по частям: 24+12 = 24+10+2;
  • Приведение к круглому числу: 46 – 18 = 46 – 6 – 10 – 8;
  • Сочетательные и распределительные законы сложения: 12 + 59 + 18 = (12 + 18) + 59.

Ментальная арифметика

Многие люди даже не слышали о ментальной арифметике. При этом ее основные методики успешно работают вот уже на протяжении нескольких веков. Наиболее широкую известность она получила в Азии и в Западной Европе. Особенностью ментальной арифметики является то, что через устный счет развиваются не только непосредственно вычислительные навыки у ребенка, но и активно развиваются оба полушария мозга. Это, в свою очередь, способствует развитию и в других областях жизни и творчества.

Если традиционные методы обучения счету детей дошкольного возраста главным образом основываются на абстрактности числе, то ментальная арифметика дает возможность обучающемуся «прочувствовать» числа посредством вычисления на абакусе (аналог русских счет).

Во время занятий по ментальной арифметике происходит освоение четырех математических операций. В дальнейшем, если обучение продвигается успешно, в уме начинают выполнять вычислительные операции с дробными числами, связанные с возведением в степень, извлечением квадратных корней и т.д.

Замечено, чтоб обучение ментальной арифметике происходит куда быстрее и легче, чем в случае с традиционной дисциплиной. Сразу после того, как ребенок способен зрительно представить абакус, он может выполнять на нем мысленно самые разные арифметические операции. По мере продвижения по программе обучения, необходимость в абаке постепенно отпадает.

Ментальная арифметика помогает более успешно изучать и другие дисциплины.

Мультфильм обучение детей счету

Мультфильм обучение детей цифрам и счету

admin