Ментальная арифметика: что это и в чем ее преимущества

Ментальная арифметика представляет собой во многом уникальный сплав методик развития креативных и умственных способностей детей, основанную главным образом на применении техники устного счета. Благодаря освоению данной техники, даже дошкольники смогут быстро не только складывать и вычитать, но и делить, перемножать в уме многозначные числа, запоминать фактический материал, слова из иностранного языка, а также многое другое.
Однако, как ни странно, техника быстрого устного счета в ментальной арифметике – не самоцель и даже не единственное, к чему стремятся во время обучения. В рамках применяемых методик, скорость счета является лишь показателем быстроты мышления и способности к концентрации. Благодаря ментальной арифметике, у ребенка повышается креативность, инициативность, способность делать логические выводы, развивается воображение и интуиция.
Программа на начальных этапах основана на выполнении вычислений при помощи счет, а затем на специальных картах. Первоначальные тренировки используют сразу две руки ребенка, а также стимулируют мелкую моторику, заставляя функционировать левое полушарие головного мозга. В дальнейшем обучение продолжается с применением карт для счета и иных дидактических материалов, что приводит к активации и правого полушария.
В связи с этим, стоит напомнить, что левые и правые полушария человеческого мозга выполняют различные функции. Если правое отвечает за работу с символами, образами и стимулирует фантазию, то левое – за логику, математическое мышление и склонности к
языкам. Важно гармонично развить оба полушария у ребенка, благодаря чему и улучшается память, интеллект, повышается IQ в целом.
Программу можно рекомендовать детям и подросткам от 4 до 16 лет, так как именно в это время у человека происходит наиболее активное развитие головного мозга. Благодаря грамотному применению данной методики, можно развить в ребенке такие важные качества, как усидчивость и самодисциплина. Можно попутно улучшить успеваемость по многим другим дисциплинам, помочь ребенку раскрыть свои творческие способности.

Из истории ментальной арифметики

Методики ментальной арифметики были изобретены турком по имени Шен. В основу своих дидактических разработок он положил использование древнего инструмента для счета – абакус, который был придуман еще в Древнем Китае. По мнению Шена, работа
именно с этим инструментом наилучшим образом активизирует мозг. Кроме того, дополнительно развивается мелкая моторика пальцев ребенка. Впервые ментальная арифметика была опробована в странах Азии в начале 90-х годов теперь уже прошлого 20-го века. На сегодняшний день имеется более пяти тысяч центров образования в пятидесяти странах, которые так или иначе практикуют ментальную
арифметику в образовательных процессах. В последнее время специализированные центры ментальной арифметики открываются и в России.

Что дает ментальная арифметика

Благодаря применению методик ментальной арифметики, можно:
  • Развить способность аналитически мыслить, делать логические выводы;
  • Повысить способность концентрировать внимание, улучшить наблюдательность;
  • Повысить креативность, помочь обучаемому раскрыть свой творческий потенциал;
  • Сделать ребенка более активным и инициативным.
Результатами обучения будут:
  • Улучшение способности проводить сложные вычисления без использования счетных приборов;
  • Улучшение фотографической памяти;
  • Повышение общей успеваемости по другим предметам;
  • Сокращение затрачиваемого времени на выполнение заданий по другим дисциплинам;
  • Появление самостоятельного мышления и активной жизненной позиции.

Когда можно приступать к обучению

Научно доказано, что в период с 4-х до 16-ти лет наблюдается наиболее интенсивное развитие человеческого мозга. Потому важно не упустить момент для максимального развития ребенка именно в это время. Как раз начиная с 4-хлетнего возраста, рекомендуется начинать изучение других языков, обучать игре на музыкальном инструменте и т.д. В том числе, и приступать к освоению ментальной арифметики.
Разумеется, это не говорит о том, что после 16 лет освоение ментальной арифметики не принесет свои плоды. Но результаты могут быть не столь ярко выраженными, либо на их достижение потребуется затратить куда больше времени.

Выводы

Итак, основными целями ментальной арифметики являются не столько развитие у ребенка способности свободно вычислять в уме, сколько повышение концентрации внимания, развитие зрительной памяти, творческих способностей. В рамках применяемой методики
даже умение выполнять сложение 10-значных чисел в уме – это всего лишь «побочный продукт», тем не менее, полезный как в математической, так и в повседневной деятельности.

admin